четверг, 14 мая 2009 г.

А вы - доверчивый читатель или скептик?

перепост
http://community.livejournal.com/chto_chitat/5080341.html

В недавнем посте спрашивали о ляпах в книгах классиков. И мне захотелось вот что спросить. Когда вы видите в произведении что-то странное, какая у вас на это реакция: вы склонны думать, что вы чего-то недопоняли, или же - что автор что-то недодумал, опечатка вкралась?

У меня было два таких случая:
1) В одном рассказе помянула картину Богаевского "Старый Крым", но что-то зашкалило в голове, и я назвала его Боголюбовым. Позже как-то перелистывала уже изданную книжку, и вдруг до меня наконец дошло, что я написала! Сначала я пришла в оторопь, но потом - надо же как-то спасать положение - решила, что это будет показателем художественной малограмотности изрёкшего данную фамилию персонажа (по сюжету это оказалось весьма уместно). Так что я решила сделать невинный вид, что всё так и должно было быть :)))), и даже сноску в следующий раз сделать, что на самом деле автор - Богаевский. Но главное, ни одного вопроса не поступило даже от тех, кто не мог не заметить эту странность!..

2) Совсем же недавно давала вычитывать товарищам черновой вариант нового произведения и только потом заметила появившуюся при редактуре нестыковку. Там человек сильно запаздывает домой и беспокоится об этом, зная, что его дома ожидает желанная гостья. Но при сокращении выпал эпизод, когда человек узнаёт о приходе этой гостьи. Получилось, что у него прямо-таки телепатические способности чувствовать наличие в доме визитёра. Но что меня удивило - все читатели-"тестеры" восприняли это как должное! Мол, это лишний показатель того, насколько желанна была гостья и насколько сильно между ними взаимопонимание. И заявили в ответ на мои извинения, что деталь как раз неплоха, к месту, и не надо ничего менять. :- о

Думаю, у меня самой тоже такое отношение к читаемой книге (если только это не целенаправленный критический разбор). Раз писатель так написал - значит, именно так и хотел написать. Я могу быть не согласна с автором идейно, но что он оговорился - мне не приходит в голову. Так что же - получается, что читатели вообще склонны не замечать нечаянные огрехи писателя, стараясь воспринять их как должное и находя им убедительное оправдание?!?

Читаем еще
Король Азарт!

Комментариев нет: